Об экзаменах, великих и ужасных

    

В современной школе для учителя, школьника и родителей есть три главных пугающих слова, все из трех букв: ЕГЭ, ОГЭ, ВПР

К сожалению, как-то плавно мы пришли к такой жизни, что всё в школе вокруг этих аббревиатур и крутится. Так сказать, системообразующая ось современного школьного образования России. Вот и предлагаю сегодня поговорить о том, насколько они нам всем нужны, что они дают. И расположу я их в порядке убывания, от наиболее полезного – к менее необходимому.


НАЧНЕМ С ЕГЭ

Единый государственный экзамен я застал и как ученик, и как учитель. Из всех трех видов он наиболее полезный, хотя ругают его, конечно, больше всего. ЕГЭ сделал всех учеников условно равными. Конечно, не сравнить ребенка из элитной школы в Москве, с массой репетиторов и дополнительных занятий, и ученика деревенской школы. Но по факту и у тех, и у других – равные возможности, все в их руках. Старанием и личными данными многое можно компенсировать.

Лет 25 назад ученик деревенской школы, окончив ее, сдавал внутришкольные экзамены, а дальше – какие у него были перспективы? Да все просто – поступать в ближайший институт, если оценки хорошие, или в техникум – если похуже. Если уж совсем одаренный выпускник, то можно попробовать в более крупный город съездить. Везде надо сдавать вступительные экзамены, и все это в ограниченный срок, да и где-то надо жить, что-то есть. Получалось очень накладно и по деньгам, и по времени. Поэтому учебное заведение выбирали поближе и попроще. Все знали и иллюзий не строили: статусный вуз – он для своих да наших. Вступительный экзамен будет оценивать комиссия, а там пресловутый человеческий фактор. Кто-то кому-то «занес», кто-то договорился, время поступления – сытая пора.

И если вдруг в этих условиях кто-то, рискнув всем, поехал в Москву на последние родительские деньги, и там поступил своим умом – это же просто праздник для всего села, а ученик становился прижизненной легендой.
А потом пришло ЕГЭ: сдавай экзамены хорошо, документы по интернету посылай для поступления в любой вуз страны – и вперед, из самой дальней деревни в столицу. И возопили столичные родители – за что деньги за нерадивых чад плачены, и зарыдали коррумпированные преподаватели – за что нас от кормушки подвинули? А там и по всей стране подхватили люди, которые своего мнения не имеют. И все ЕГЭ ругают до сих пор, но заметьте, деревенским парнем, поступившим в столичный вуз, сейчас уже никого не удивишь.

Вход в пункт проведения экзаменов


А КУДА РЕЗУЛЬТАТЫ?

А вот с ГИА после 9 класса вышла большая промашка. Экзамен оказался бесполезным. Пошел ты после 9-го класса в класс 10-й, будь любезен предоставь средний балл аттестата, собрались в техникум или колледж – та же история. «А куда результаты ГИА-то?» – спрашивает ученик. Себе оставьте, говорят, на память. И вот она ситуация – ГИА для поступления не нужен, но сдавать надо, а сдашь плохо – аттестат не получишь. Ну и стал он как чемодан без ручки – никому не нужен, но без него нельзя. И тянем мы эту ношу как учителя, детей готовим. И дети бедные стрессуют, готовятся.

А многие еще для ГИА массу времени уделяют, и вот парадокс – получается в ущерб себе. Ученику на часть предметов меньше времени остается, так как он на ГИА сосредоточился, и по предметам оценка ниже, а в аттестате средний балл падает. И поступать сложнее, зато ГИА сдал хорошо, жалко – показать некому. Хотя начальство высокое говорит, что ГИА вроде к ЕГЭ готовит, да вот половине это и не к месту совсем, уйдут дети в техникум. Тут уж все просто – вы или ГИА отмените, или поступление по его результатам сделаете.


НАПРАСНЫЙ ТРУД

А теперь внимание, на сцене чемпион бесполезности, самое затратное по времени и нервам мероприятие – ВПР! Мы весь год готовим детей к ВПР, пугаем их. Они в стрессе и плачут, мы грозимся карами и топаем ногами. Подготовка идет полным ходом. В апреле час икс наступает. Весь апрель и начало мая из учебного процесса полностью выпадают, и это с 4 по 8 класс включительно, в совокупности только представьте – половина учебного года выпала.

Весь апрель дети с переменным успехом пишут ВПР. В перерывах обсуждают его и немного учатся. А потом ВПР на проверку отдают нам, и как бы толсто завуч намекает – двоек бы поменьше, чтобы школу не ругали, но и пятерок не так много надо, а то вдруг заподозрят в подтасовке, и тогда учебное заведение окажется в черном списке на сайте Минобразования. Сидишь с калькулятором вечерами напролет, работы проверяешь в нерабочее время вместо полноценной жизни, считаешь цифры, чтобы сошлось по баллам. И потом детям громогласно объявляешь результаты, но говоришь, в журнал их ставить нельзя. Но они очень важны. Это не сцена из жизни палаты № 6, это реалии современной школы. А потом по результатам ВПР строят рейтинги школ, делают выводы, составляют статистику и неумелых педагогов с позором выгоняют из школы, поскольку не могут подготовить детей. А стоп, не выгоняют, заменить-то некем.

Больше всего мне в этой ситуации жалко лес. 10 миллионов школьников пишут 4 ВПР, каждое на 7 страниц. 280 миллионов листов бумаги уходит на это. Исходя из того, что пачка бумаги весит 2,5 кг, получается 200 000 кг бумаги! Таким образом, отменив одно ВПР, мы же всю русскую тайгу спасем.

В общем, так я вижу картину, ни на чем не настаиваю, но надеюсь, повод для размышлений даю.


Олег ОКУНЕВ, практикующий педагог

 vk        telegram  whatsapp  facebook
Похожие записи: