Христос Воскресе! Воистину воскресе!

    

Пасхальная открытка в Глазове в начале и конце ХХ века

Начало читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=25579


«ОТ ВСЕЙ ДУШИ ЖЕЛАЮ…»

В 1912 г. в Глазов на улицу Набережную на имя мещанки Ольги Серкиной приходит такая открытка: «Христос Воскресе! Поздравляю Вас, тетя, с праздником Светлого Христова Воскресения и желаю всех благ и здоровья. Уважающая Вас Нина».

Пасхальная открытка, начало ХХ века

Три года спустя Ольга Николаевна получает в Глазове такую весточку: «Христос Воскресе! Поздравляю Вас, Крестная, с праздником Светлого Христова Воскресения и от всей души желаю Вам наилучших пожеланий в вашей жизни, а главное – здоровья. Будьте здоровы. Все Вас поздравляют. Ольга».

В 1914-м в семейство диакона Владимира Пономарева, живущего в селе Березино-Николаево Слободского уезда, приходит открытка из Глазова от их родственницы, дочери глазовского купца Петра Васильева: «Христос Воскресе, Володичка и Зоя! Поздравляю Вас с праздником. Желаю встретить и провести его весело. Как живете? Всего хорошего. Катя».

А в 1915-м другая дочь купца – Маруся – шлет из Глазова в Березино весьма короткое послание: «Христос Воскресе! Дорогие Зоя, Володичка и Тамка. М.В.».


В ГОДЫ ИСПЫТАНИЙ

Немалую часть пасхальных открыток того времени составляли черно-белые карточки сентиментального характера с милыми детишками и девушками, нежными ангелами, целующимися парочками в окружении цветов и веток вербы. На некоторых карточках традиция пасхального троекратного поцелуя (христосования) изображалась в чрезмерно страстной и игриво-фривольной форме. Чаще всего на открытках присутствовали пасхальные яйца – на праздничном столе, в руках детей и в орнаментах, искусно стилизованных под древнерусскую роспись.

Пасхальные открытки, 1914-1918 гг.

Праздничные открытки хранились во многих семьях в течение всей жизни. Они были дороги и как память о друзьях и родных, и как напоминание о далекой молодости. И еще такие карточки ценились как особый вид печатного искусства, не уступающего красотой и изяществом исполнения литографии или гравюре.

В годы Первой мировой войны на пасхальных открытках появляются российские воины на полях сражений, солдаты, обнявшие своих жен и любимых, раненые бойцы на больничных койках в госпиталях и помогающие им сестры милосердия. Такие открытки были призваны поднимать патриотический дух солдат. Часто средства от продажи почтовых карточек шли на нужды фронта и помощь раненым.

После 1917 г. пришедшая к власти партия большевиков начинает в России борьбу со всеми религиозными предрассудками и пережитками. Сначала в Пасху выходными днями остаются лишь собственно Светлое Воскресенье и следующий за ним понедельник. А в 1928 году рабочими становятся уже все дни пасхальной недели.

Пасхальная открытка, 1918 г.

Последние пасхальные открытки были изданы уже при Советской власти в 1918-1919 гг. Во время национализации магазинов и типографий в руках большевиков оказалось огромное количество нераспроданных поздравительных открыток. Было признано нецелесообразным терять немалые средства от их реализации. И потому, несмотря на начавшиеся тогда гонения на церковь, «идеологически неправильные» открытки еще несколько лет продолжали открыто продаваться в магазинах.


ПРАЗДНИК ПАСХИ В ЭПОХУ БЕЗБОЖИЯ

Официальный запрет на празднование Пасхи так и не был введен в стране Советов. Однако открытое посещение богослужений в эти дни становится весьма небезопасным для прихожан. Поход в храм в Пасху мог стать причиной для неприятностей и увольнения с работы, а также грозил суровым обвинением в политической неблагонадежности.

В эпоху «безбожных пятилеток» 1920-30-х годов власти попытались заменить Пасху светскими мероприятиями, такими как «красные» или «комсомольские пасхи», проводимые членами Российского коммунистического союза молодежи и Союза безбожников. Известно, что в 1924 г. в Глазове местный антирелигиозный кружок проводит свою «комсомольскую пасху». Молодых богомольцев, пришедших в город на церковный праздник, комсомольцы и пионеры зазывали в школу на концерт и лекцию. Однако, «прослушав доклад, сопровождаемый опытами – чудесами химического превращения веществ, и с таким же интересом – концерт, поиграв и потанцевав, гости и в церковь сходить успевали. Не так-то просто оказалось воспитывать молодежь».

Пасхальная открытка,1955 г.

В то непростое время верующие не перестали поздравлять друг друга с Пасхой. Только свое поздравление со Светлым Воскресеньем люди были вынуждены писать на оборотной стороне чисто светских открыток.

Лишь однажды, в суровое время Великой Отечественной войны, власти Советского Союза позволили верующим открыто отметить Светлый праздник. В ночь на 5 апреля 1942 года в Москве, блокадном Ленинграде, во многих городах и селах прошли пасхальные службы, на которые пришли сотни тысяч человек.

В послевоенные годы в стране было налажено производство кустарных открыток. Эти черно-белые, раскрашенные яркими анилиновыми красками, карточки печатались на обычной фотобумаге. Открытки-самоделки во множестве из-под полы продавались в электричках и на рынках. Многие из них повторяли сюжеты дореволюционных пасхальных открыток с целующимися парочками и корзинами разноцветных яиц. В таких карточках люди обычно писали: «Христос Воскресе, дорогие, милые Ольга Васильевна и Сильвестр Лукьянович! Поздравляем Вас с праздником, целуем Вас крепко-крепко. Сесиль и дети. Алушта. 13 апреля 55 г.».


ВОЗВРАЩЕНИЕ ПАСХАЛЬНОЙ ОТКРЫТКИ

После Победы 1945 г. негласный, но строгий запрет на празднование Пасхи сохранялся на протяжении последующих 40 лет. Только в конце 1980-х годов, в канун 1000-летия Крещения Руси, начинается пересмотр государственной политики в отношении церкви и прав верующих.

В ночь на 7 апреля 1991 г. была организована первая телевизионная трансляция главного пасхального богослужения в Москве – из Богоявленского кафедрального собора в Елохове. После восстановления в Москве взорванного в 1930-е годы собора Христа Спасителя трансляции пасхальной службы, начиная с 2001 года, проводятся в этом величественного храме, стоящем в самом центре столицы России.

Пасхальная открытка, репринт, 1991 г.

18 апреля 1993 года на пасхальном торжестве впервые присутствовал президент РФ Борис Ельцин. С тех пор посещение богослужений на Пасху первыми лицами государства становится нерушимой традицией.

Тогда же, с 1989 г., в России возобновляется издание большими тиражами красочных пасхальных открыток. Многие из них в точности воспроизводили старинные карточки начала XX века. Пасхальные сюжеты для других открыток создавались современными художниками – с разноцветными расписными пасхальными яйцами, храмами, цыплятами, цветами и распустившимися веточками вербы. В наши дни на современных почтовых карточках чаще помещают изображение Спасителя и даже русской матрешки.

В наш стремительный век редко кто уже шлет к празднику по почте поздравительную открытку. Мало кто захочет сейчас писать письмо на бумаге, шагать на почту и покупать конверт и марки. Куда проще позвонить по телефону, отправить СМС-сообщение или послать по интернету переливающуюся огнями электронную открытку. А если кто-то и купит почтовую карточку, то, даже не подписывая, обычно вкладывает ее в подарок.

Но, как и сто с лишним лет тому назад, в эти ясные погожие весенние дни мы по-прежнему варим и красим яйца, покупаем пасхальные куличи и говорим от всей души своим родным и знакомым:
– Христос воскресе!
– Воистину воскрес!

Глеб КОЧИН

Фото из личного архива автора.

Еще больше статей об истории Глазова читайте здесь: https://glazovlife.ru/?cat=58

 vk        telegram  whatsapp  facebook
Похожие записи: