Над вечным покоем

кладбища города ГлазоваУдмурты на кладбище в Покров день, 14 октября 1931, г. Глазов. Фотограф Н.М. Мазунин    

Старинные надгробия Свято-Духовского кладбища города Глазова

Продолжение. Начало здесь: https://glazovlife.ru/?p=20106, https://glazovlife.ru/?p=20565

ОБИТЕЛЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ

На старинных кладбищах часто можно встретить каменные надгробия в виде алтаря (также называемого жертвенником). Такой тип памятника относился к стилю классицизма XIX столетия и представлял собой высокую каменную тумбу, нередко увенчанную факелом, вазой, крестом или скульптурой. Обычно надгробия-алтари устанавливались на могилах дворян.

Глазовская поэтесса Елена Данчук, чей прадед был похоронен на Духовском кладбище, рассказала: «Там на многих могилах стояли интересные памятники. У моего прадеда, как сейчас помню, была книга и каменное дерево, символизирующее его профессию, он был лесным инспектором».

Горожанке Елизавете Поздеевой на Духовском кладбище больше всего запомнился красивый памятник поляку Квапишевскому — инженеру железной дороги: «Овальные громадные венки стояли. Такой овальный футляр — и в нем цветки из фарфора. Футляр застекленный, могила сама шпалами и цепью была огорожена».

Над могилой усопшего в былые времена иногда устанавливали статую. Изваяниями с портретным сходством, как правило, украшали могилы выдающихся деятелей или состоятельных людей. Кроме того, статуи, изображающие ангелов и святых, порой становились частью композиции надгробия.

Многие горожане запомнили стоящий на Духовском кладбище красивый мраморный памятник в виде задумчивого ангела, скрестившего руки на груди. Рассказывают, что в Глазове у одной женщины была дочь-красавица, в которую в начале 20-х годов ХХ века влюбился один из руководителей глазовского ЧК. Та взаимностью не отвечала, и он в приступе ревности ее застрелил. Мать продала ценности и заказала скульптору такой необычный памятник, а сама скончалась в нищете и одиночестве.


СКЛЕПЫ И ОБЕЛИСКИ

Склеп является одной из самых крупных форм надгробных сооружений. По сути, это наземное или подземное сооружение для захоронения умерших в гробу, как правило, представителей одного рода. Склеп имел сословную принадлежность и был признаком знатности и богатства.

Как вспоминала горожанка Елизавета Поздеева, такой склеп находился и в Глазове. Стоял он на Белянчихе – местечке ниже Водной станции до поворота реки Чепцы к Верхней Богатырке. Это была песчаная коса, покрытая галькой и перламутровой ракушкой, сверкающей в лучах вечернего солнца, за что Белянчиха и получила такое название.

По словам Елизаветы Николаевны, тот склеп был, как Парфенон: «Как у римлян с арками, столбики, крыша и открытое место. Склеп был на Белянчихе тем, кто утонул. Купец это или кто был? За ликеро-водочным заводом Чепца по щиколотку, а с другой стороны — обрыв, омуты. Купались семья — отец, мать и дочь — и все утонули. Они богатые были. Построили склеп и всех их там похоронили. Внутри столбики и арочки, и все обделано камнем».

После Октябрьской революции 1917-го года крестов на погостах России стало намного меньше. Обычным видом надгробия советской эпохи становится металлический обелиск, иногда увенчанный пятиконечной звездой. Такие памятники нередко встречаются и по сей день.

В наше время желающие, в соответствии со своим вкусом и достатком, могут позволить себе практически все виды надгробий – вплоть до семейных склепов. Чаще всего в XXI веке памятники изготавливают из камня, так как он отличается износоустойчивостью и долговечностью. Но встречаются надгробия из дерева и металла. На современных стелах, обелисках и надгробных плитах, как правило, лаконично размещают несколько строк эпитафии, дату рождения и ухода, портрет или символическое изображение печали.


КОНЕЦ СТАРОГО ПОГОСТА

В ноябре 1929 года Глазовский городской совет передал здание Свято-Духовской церкви общине недавно закрытого городского Георгиевского храма. Члены Георгиевской общины были горячими сторонниками бывшего епископа Глазовского Виктора (Островидова) – одного из вождей «правой» церковной оппозиции и основателей подпольной Истинно-православной церкви.

В начале 1934 года власти города Глазова все же закрыли кладбищенский храм. Свято-Духовскую церковь предполагалось использовать «в культурно-просветительских целях (под клуб) с последующим предоставлением права сноса здания, когда это потребуется в процессе строительства Льнокомбината с использованием всего стройматериала». В 1936-м было принято окончательное решение о сносе храма. Его кирпич, как и предполагалось, пошел на возведение корпусов нового льнокомбината в Глазове.

Вместе с храмом была разобрана ограда вокруг кладбища и разрушены надгробные памятники на могилах многих горожан. По словам верующих, «для добычи стройматериалов, в которых очень большая нужда, разломали кладбищенский храм, вырыто основание его, даже вырыли основание (кирпичное) многих памятников надмогильных, оставив могилы незарытыми – в хаотическом состоянии, всюду валяются памятники, кресты, венки и прочее». От кладбищенского храма не осталось даже фундамента…

В феврале 1938 года в городе был окончательно закрыт Преображенский собор. Взамен огромного храма власти предложили верующим перейти в маленькую деревянную часовню-усыпальницу на городском кладбище. Но только в ноябре православные горожане, оставшись без молитвенного здания совсем, сдались и решили перейти в часовню.

Кладбищенская часовня города Глазова, 1941 год

Но этот весьма скромный храм прослужил прихожанам не более двух лет. Служивших в часовне священника Владимира Пономарева и псаломщика Владимира Сенилова власти обложили настолько непосильными налогами, что они в октябре 1940 года были вынуждены отказаться «от несения религиозного обряда» в часовне и «оставить должность служителя культа».

В ноябре 1940-го по Глазову прошли собрания избирателей города, где они «поддержали вопрос о закрытии» храма. 19 июня 1941 года, накануне войны, Президиум Верховного Совета Удмуртской АССР утвердил решение исполкома Глазовского городского совета о закрытии часовни и разрешил снести ее здание «ввиду его ветхости».
В 1939 году Духовское кладбище было ликвидировано. О состоянии городского погоста в марте 1943 года на заседании сессии Глазовского горсовета было сказано так: «Старое кладбище закрыто, и оно должно содержаться 25 лет в нормальном состоянии. Но что мы видим? Памятники разрушены, деревянные кресты унесены на дрова, изгородь расхищается».

Наложение территории Духовского кладбища на современную карту

18 февраля 1946 года решением исполкома Глазовского горсовета территория бывшего городского погоста была передана патронному заводу № 544 Министерства вооружения «для использования под парк культуры и отдыха в связи с большим запросом в месте отдыха и удобством расположения (близость к заводу, наличие растущих деревьев)». Согласно подготовленным на заводе проектам, в парке не предусматривалось строительство «никаких крупных и мелких сооружений, планируется разбивка цветников, аллей, баскетбольных и волейбольных площадок и постройка деревянной изгороди».

19 декабря 1946 года на бывшем патронном заводе начинается организация промышленного производства металлического урана. Для размещения прибывавших на Чепецкий механический завод специалистов и рабочих в Глазове начинается строительство новых жилых кварталов. В это время большая часть бывшего кладбища была занята под парк культуры и отдыха или застроена многоквартирными домами в районе кинотеатра «Родина».

Глеб КОЧИН

Продолжение читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=22351.

Еще больше статей об истории Глазова читайте здесь: https://glazovlife.ru/?cat=58

 vk        telegram  whatsapp  facebook
Похожие записи: