Над вечным покоем

кладбища города Глазова

Старинные надгробия Свято-Духовского кладбища города Глазова

Продолжение. Начало здесь: https://glazovlife.ru/?p=20106

НЕ ТОПЧИ МОЙ ПРАХ…

В 1858 году возле кладбищенской церкви стояла только черная ветхая изба для рабочих людей. Но в начале ХХ века храму уже принадлежал двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте, где проживали его служители. А на самом погосте находились деревянные сторожка, навес и часовня-усыпальница. По рассказам старожилов, усыпальница представляла собой простой сарай, увенчанный маленьким куполом-луковкой с крестом. В усыпальнице находилась большая яма, полная льда, куда до отпевания помещали покойников.

Духовское кладбище было огорожено узорным, отлитым из металла, забором дивной красоты. А на его воротах, по словам старожилов, висело изречение: «Дорогой прохожий, не топчи мой прах, я у себя дома, а ты у меня в гостях». Общая площадь городского погоста занимала не менее 14 гектаров. В глубине кладбища хоронили простых горожан, а на пустыре погребали погибших насильственной смертью.

Освящённая земля церковного кладбища строго охранялась по законам Российской империи. На его территории был немыслим выгул скота, распашка земли или строительство. За осквернение могил и надгробий виновнику грозило лишение свободы вплоть до каторжных работ.

Свято-Духовское кладбище города Глазова, 1910-1914 годы. Фотограф Петр Молчанов

Рядом с приходской церковью обычно хоронили приходское духовенство, а также жертвователей, на чьи деньги возводился и благоустраивался храм. Желающих упокоиться в столь почётном и избранном месте было немало.

Как известно из архивных документов, в 1912 году на Соборной площади города Глазова у алтарной части Преображенского собора находилось небольшое кладбище, где были погребены четыре протоиерея, три священника и два купца. В начале 1960-х годов, когда шли работы по окончательному разрушению городского собора, были уничтожены и все могилы у его алтаря. Очевидцы рассказывали: «Гусеницы тракторов, перепахавшие там всю землю, неожиданно вскрыли выложенные кирпичом могилы священников. Горожане, бывшие тогда детьми, запомнили лежащие в земле кости, волосы и куски вышитых золотом церковных облачений». Эти погребения были немедленно разграблены и уничтожены.

У стен Покровской церкви в 1912 году покоились священники, купцы и чиновники – не менее двадцати человек. Среди тех, кого погребли там, были и коллежский советник городничий Петр Чайковский (1745-1818) и воинский начальник полковник Карл фон Гагман (1841-1898), городской голова Клавдий Кибардин (1848-1904) и городской мещанский староста Иван Кайгородцев (1842-1898). Нашел у храма вечный покой и инспектор народных училищ Глазовского уезда Николай Первухин (1850-1889) – известный краевед-этнограф и первый археолог Чепецкого края.


НАДГРОБИЯ ГЛАЗОВСКОГО НЕКРОПОЛЯ

Существует огромное количество разновидностей исторически сложившихся форм надгробных памятников. Не стало исключением и Свято-Духовское кладбище. Сохранившиеся до наших дней надгробия с глазовского погоста можно отнести к самым разным типам погребальных монументов XIX века. К сожалению, ввиду плохой сохранности каменных памятников сейчас почти невозможно разобрать стершиеся надписи, когда-то высеченные на белом известняке, и узнать, что за человек был погребен под камнем.

В России на могилах усопших первоначально ставили простой христианский крест с двумя перекладинами (прямой и косой). Иногда на нем устанавливали узкую пологую деревянную крышу. Как свидетельствуют снимки глазовских фотографов Петра Молчанова и Николая Мазунина, сделанные в начале ХХ столетия, именно кресты составляли подавляющее большинство надгробных памятников Свято-Духовского кладбища.

Разумеется, спустя столетие от деревянных крестов не осталось и следа. Все старинные надгробия глазовского кладбища, дожившие до начала XXI века, стояли над местом упокоения довольно обеспеченных людей, чьи безутешные родственники имели возможность, в память о покойном, украсить его могилу монументом из белого камня.

Одним из самых распространенных видов погребальных памятников являлись надгробные каменные плиты. В отличие от стелы надгробная плита лежит на земле, а не стоит на ней.

Боковые грани одной из каменных плит с глазовского погоста были украшены барельефом в виде стилизованного покрывала, наброшенного на гроб.

На другой плите в камне был высечен «Голгофский крест», на котором казнили Иисуса Христа. Как видно на верхней стороне надгробия, тот крест стоит на холме Голгофа. Слева от него изображен шест с губкой, из которой поили Христа, а справа – копье сотника Лонгина, которым был пронзен бок Иисуса. Под надгробием с таким барельефом могли лежать и священник, и мирянин.

Во всех религиях наиболее распространенным видом надгробия являлась стела. Многие уцелевшие стелы с глазовского кладбища представляют собой невысокие тумбы из белого известняка с высеченными на них овальными медальонами и словами посвящения усопшему.

Надгробные камни часто украшали барельефами в виде цветов и венков. На одном из могильных памятников и сейчас можно с трудом прочитать, что под ним погребен горожанин с купеческой фамилией Сергеев, скончавшийся 30 августа 1851 года в возрасте 46 лет.

Надгробные памятники Духовского кладбища

БАТЮШКА СЕЛА ПУЖМЕЗЬ

Многие надгробные стелы XIX столетия были похожи на богослужебный столик-аналой. На верхней доске надгробия-аналоя нередко вырезали изваяние раскрытой каменной библии. Под таким памятником обычно погребали усопших из духовного сословия.

В июне 2010 года в Преображенский храм города Глазова позвонил житель города и сообщил об удивительной находке. Ему для хозяйственных нужд на домовый участок с какой-то стройки привезли целый самосвал грунта. Но в куче земли, высыпанной из кузова, перед глазами изумленного горожанина предстал небольшой памятник-аналой из белого камня.

Свято-Духовская церковь города Глазова в 1910-е годы. Фотограф Петр Молчанов

Незадолго до этого происшествия рядом с Ледовым дворцом спорта построили небольшое здание, в котором сейчас размещается Пенсионный фонд. Стройка шла рядом с тем местом, где когда-то стояла Свято-Духовская церковь. Как очевидно, именно здесь ковш экскаватора и захватил вместе с землей это старинное надгробие.

Надмогильный памятник сохранился довольно хорошо. На одной из боковых граней четко читалась надпись: «Под сим камнем покоится тело священника Стефана Андреевича Стефанова, умершего 5 марта 1873 г. 67 лет».

Надгробный памятник-аналой о. Стефана Стефанова, обнаружен в 2011 г.

Больше всего пострадали страницы каменной книги, разбитые зубьями ковша экскаватора. На них с трудом угадывались строчки поминальной молитвы об успокоении души усопшего «раба Твоего Стефана».

Как удалось узнать из архивных документов, о. Стефан был первым настоятелем храма, освященного в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» в селе Пужмезь Глазовского уезда (сейчас это поселение Кезского района). Кроме того, батюшка 10 лет состоял членом Вятского губернского статистического комитета.

Перу о. Стефана принадлежали несколько краеведческих работ, где он дал подробное описание жизни и быта своих прихожан в середине XIX века. Одна из статей священника – «Несколько слов о Пужмезском приходе (Глазовского уезда)» – была напечатана 23 января 1865 года на страницах газеты «Вятские губернские ведомости». После смерти священника его родной брат, глазовский благочинный протоиерей Иосиф Стефанов, известный миссионер и просветитель Глазовского края, похоронил о. Стефана в Глазове у стены Свято-Духовского храма.

Обретенное в XXI веке надгробие священника Стефанова долгое время стояло в притворе Преображенской церкви, а затем было установлено на новом кладбище города у стены храма Илии Пророка. В будущем старый памятник планируется сделать частью мемориала, посвященного всем, кто нашел когда-то покой на Свято-Духовском кладбище уездного города Глазова.

Глеб КОЧИН

Продолжение следует.

Еще больше статей об истории Глазова читайте здесь: https://glazovlife.ru/?cat=58

Похожие записи: