Поздравляю с Рождеством и Новым годом!

Рождество и Новый год

Рождественские и новогодние открытки в Глазове в первой половине ХХ века

СТАРИННЫЕ ТРАДИЦИИ РОЖДЕСТВА

В России и во всем православном мире Рождество Христово считается самым светлым и вторым по значимости праздником в году после Пасхи. Этот любимый в народе христианский праздник был посвящен рождению младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Главным атрибутом Рождества, как символ вечной жизни, стала красавица-ель, украшенная гирляндами, сластями и игрушками.

В нашей стране празднику предшествовал сорокадневный пост, считающийся у православных самым легким. В конце поста следовал сочельник, когда с появлением первой звезды можно было начинать скромную трапезу.

На следующий день начинались веселые гуляния – святки. Церковь осуждала их как пережиток язычества. Но люди все равно ходили колядовать по домам, наряжаясь свиньями, медведями, разной нечистью, пугая друг друга страшными масками. Дети и взрослые пели песни, рассказывали стихи и прибаутки, славили Христа, и за это радушные хозяева одаривали их сладостями. А девушки зимними вечерами с замиранием сердца гадали на суженого.


РОЖДЕСТВО. 1920-е годы

Рождество Христово весело отмечали и в вятском уездном городе Глазове. Даже в конце 1920-х годов, когда уже вовсю шла бескомпромиссная борьба с «религиозным дурманом», среди глазовцев этот праздник оставался одним из самых любимых.
Как вспоминала глазовчанка Любовь Микрюкова, в то время ученица начальных классов, Новый год тогда почти не праздновали, и школьников отпускали на Рождество, т.е. на зимние каникулы. По словам Любови Сергеевны, в Глазове 7 января был большой праздник: «Жители города на Рождество ставили в домах елки и наряжали их. В богатых домах елки были большие и очень нарядные, украшенные красивыми игрушками и горящими свечами. В бедных семьях елки ставили маленькие. Игрушки в основном были самодельные.

Люба Микрюкова, ученица начальной школы I ступени города Глазова, 26 июня 1930 года

В нашей семье старшие сестры игрушки делали из картона и цветной бумаги. Это были корзиночки, хлопушки, сердечки, конфеты (в цветную бумагу заворачивали коробочки), длинные цепочки, флажки на нитках (гирлянды). Иногда нам покупали яркие, блестящие гирлянды, игрушки из ваты, бенгальские огни. Под нашей ёлкой стоял маленький Дед Мороз.

К Рождеству мама младшим сестрам шила новые платья из бумазеи или ситца. Она стряпала из белой муки булочки, печенье, пирожки, шанежки. А обычно мы ели черный хлеб из ржаной муки…

В Рождество мама нас водила в церковь – Преображенский собор, где мы молились, смотрели на красивую роспись стен, на священника, на его красивый наряд. Слушали пение церковных песен – молитв. Хор в нашем соборе был большой, пели очень красиво. Все ходили за священником по церкви, а потом каждому давали по чайной ложке вина (кагор). Молитвы мы, дети, не знали, так как в школе их не учили.

После службы все расходились по домам. Дома встречали Рождество за столом с гостями или своей семьей. Играли вокруг елки, водили хоровод, пели песни, читали стихи. Потом получали подарки.
В 4-м классе (1930-31 гг.) нас приняли в пионеры. Мы стали носить красные галстуки, и в церковь ходить нам уже не разрешали».



Я ВАМ ОТКРЫТКУ ПОДАРЮ…

Еще в 1872 году в России появились первые открытки. Эти простые почтовые карточки из картона можно было отправлять адресатам как открытые письма – без конвертов. На одной ее стороне писали адрес, на другой – сам текст письма. Потому-то их так и назвали – открытки.

К концу XIX века из Англии в Россию приходит традиция дарения к празднику поздравительных открыток, украшенных красивым рисунком. Первые иллюстрированные почтовые карточки появились в России накануне праздника Пасхи 1897 года. Всего через несколько лет в продаже уже имелись открытки с сотнями самых разнообразных пасхальных и рождественских сюжетов.

В дореволюционной России ассортимент поздравительных открыток был самым богатым в Европе. Открытки с библейскими сюжетами или ангелами специально печатали в Германии по заказу крупных книжных лавок. К зимним праздникам карточки делали с тремя типами надписей: «С Рождеством Христовым», «С Новым годом» и «С Рождеством Христовым! С Новым годом!».

Рождественская открытка 1913 года

На самых старых рождественских открытках все персонажи были рисованные. Но с появлением фотографии в России начали печатать открытки с живыми постановочными сценками и детишками, переодетыми ангелами. Такие карточки обычно продавали в фотоателье, и они стали очень популярными среди горожан.

Русские сюжеты на открытках были весьма разнообразными: заснеженные церкви, зимние пейзажи, очаровательные детишки с текстами из русских пословиц, шутливые деревенские сценки, кокетливые барышни… Яркие, красочные, присыпанные блестками или с тисненным по картону рисунком, открытки были очень привлекательным и приятным подарком к празднику Рождества. При этом они оказались не слишком дорогими и были по карману почти любому.



ЖЕЛАЮ ВАМ СПОКОЙСТВИЯ И ЗДОРОВЬЯ!

В Глазове тоже охотно раскупали открытки накануне Рождества Христова, чтобы поздравить с праздником своих друзей и родных. В 1912 году в открытке, отправленной в село Березино Слободского уезда семейству диакона Пономарева, их родственница, дочь глазовского купца Петра Васильева писала так: «Поздравляю дорогих Владимира Андреевича и Зою с Тамарой с праздником Рождества Христова и наступающим Новым Годом. Желаю счастья в новом году. Ваша Маруся».

В декабре 1914 года дочка купца шлет в Березино новую весточку: «Поздравляю дорогих Володичку, Зою и Тамарочку и желаю весело встретить и провести этот великий праздник. Ждем к нам. Маруся».

Получали открытки к Рождеству и в Глазове. В 1910 году из города Нолинска Вятской губернии на имя глазовской мещанки Ольги Серкиной, проживавшей на Набережной улице по адресу «Дом Шутова, Слобода», приходит такое послание: «Поздравляем дорогую Ольгу Николаевну с праздником Р.Х. и с наступающим Новым годом и желаем всего хорошего! Как поживаете? Здоровы ли? Мы живем так себе. Летом собираемся в Глазов. Черкните-ка что-нибудь! Утробины».

Ольга Николаевна была женой мещанина Константина Петровича Серкина – сына глазовского купца. Известно, что брат ее мужа – Николай Серкин – в конце XIX века был избран членом городской управы Глазова. Несколько лет он «заступал место головы». Иначе говоря, исполнял обязанности заместителя главы городского самоуправления.

В 1913 году в Глазов приходит весточка из губернского города Вятки: «Поздравляю Вас, милая тетя, с Праздником. От души желаю Вам здоровья. Я живу пока очень хорошо. Мама уехала в Петербург. Любящая вас Наташа».

А в военном 1914 году мещанка Серкина получает открытку из Перми: «Многоуважаемая Ольга Николаевна! Поздравляю вас с праздником Рождества и с Новым годом и горячо желаю Вам всех наилучших благ от Господа Бога. Главное: быть здоровым!».
И вот еще одно очень теплое послание в город на Чепце: «Поздравляю Вас, милая Крестная, с праздником Рождества Христова, с Новым годом и желаю Вам спокойствия и здоровья! Мама тоже поздравляет Вас, она напишет Вам на первых днях праздника. Всего хорошего. Соня».

Продолжение следует.

Глеб Кочин