Город у реки

О чём поведали старые фотографии

В редакцию нашей газеты в очередной раз заглянул глазовчанин Александр Петрович Баженов и принес новую порцию редких фотографий из своего личного архива.

Надо сказать, фотографии действительно уникальные. Время бежит слишком быстро, навсегда меняя лик города. Молодое поколение с трудом узнает глазовские места на этих снимках. А горожане старшего поколения, возможно, вздохнут и скажут – да, было время…

Однако Александр Петрович свои фотоистории сопровождает совсем небольшими комментариями. Поэтому я прибегла к помощи известного глазовского краеведа Геннадия Михайловича Ложкина, использовав материалы его книги «Улицы и переулки Глазова», Глазов, 2014 (16+).

В результате получилось совместное повествование двух глазовчан, преданных своему городу всей душой. Ну и я свои пять копеек, как говорится, добавила…

ТЫ НЕСИ МЕНЯ, РЕКА

На месте пляжа Шаймы, что в новом районе, в 1929 году кипела работа лесозавода, который был расположен на левом берегу реки Чепцы.

На фотографии можно увидеть, как брёвна достают из реки с помощью багров и подтаскивают к направляющим, которые изготовлены из брёвен. Затем несколько брёвен охватывают канатом и с помощью конной тяги поднимают на возвышающийся левый берег Чепцы. На лесозаводе брёвна распиливают на доски и горбыли и отправляют сушить на мебельную фабрику. Высушенный пиломатериал использовался для изготовления мебели.

Левый берег Чепцы у Бабьего брода, лето 1929 г. Сейчас это Шаймы

Мне стало любопытно, как тогда решалась проблема питания работников в обеденный перерыв? Какую пищу потребляли работники и где? Где меняли рабочую одежду на повседневную? Какова была продолжительность рабочего дня? Сколько выходных было у работников? Сколько рублей получал работник в месяц за свой труд?

В то время в Глазове проживало около 6 тысяч человек. Повседневная жизнь горожан была похожа на жизнь в сельской местности.

В 1980-годы продолжалось грандиозное строительство Левобережья. Это было время преобразования внешнего облика города в лучшую сторону. Казалось, что переменам не будет предела. Однако строительство остановилось в 1991 году.

Александр БАЖЕНОВ

ВЗГЛЯД ИЗ ПРОШЛОГО

Разглядывая старые фотографии, удивляешься, насколько бурной и активной была жизнь на Чепце и ее берегах. Это было не только любимым местом отдыха глазовчан, где они купались, нежились под солнечными лучами и катались на лодках. Помнит Глазов и те времена, когда здесь еще не было водопровода, канализации и электричества. В ту пору из реки черпали воду для хозяйственных нужд, круглый год глазовчанки Левобережья стирали здесь бельё.

Не узнать и Заречный парк. Открытые берега Чепцы хорошо просматривались, а недавно посаженые березы больше напоминают небольшие кусты.

Помню, как в детстве вместе с одноклассниками мы ходили загорать на Шаймы. Дорога до пляжа казалась такой далекой, а по пути приходилось преодолевать одно дурно пахнущее препятствие – речку-вонючку, впадающую прямиком в Чепцу. Но нас это совершенно не пугало и не останавливало. Зажав носы, мы со смехом перепрыгивали через черную зловонную воду и бежали на пляж, совершенно не думая о том, откуда идут эти стоки. Надо сказать, плавали в Чепце все детство, и ни у кого ни одного прыща или фурункула не выскочило. Ведь истоки «Кладбищенской реки» – чистая родниковая вода.

Кстати, интересно узнать происхождение названия знаменитого глазовского пляжа Шаймы. Поверьте, для многих это окажется полной неожиданностью. Об этом расскажет краевед Геннадий Ложкин.

Татьяна МЕЗЕНЦЕВА

ШАЙМЫ

На угро-финских языках «шайма» – болотистое пространство, сырое место, поросшее елью, сосной, очищенное место под покос. Есть еще удмуртское слово «шаймы» («шай» – кладбище, мертвец, труп, «мы» – наше). Условно можно перевести так: «наше кладбище». По
Н.Г. Первухину, шаймами называют и отдельные могилы, место, где когда-то произошло убийство; курганы как могильники; жертвенные места. В его же письменных трудах указывается, что в 1885 году городские мальчики обнаружили в урочище Старые шаймы следы жертвоприношения удмуртов в виде натянутой на четырех кольях шкуры лошади.

Там же написано: «Шаймы – на правом берегу реки Чепцы, немного выше г. Глазова, с ясными следами могил, простирающихся с севера к югу. Сама местность эта, по-видимому, не особенно высока, однако она не заливается водой даже в самые высокие разливы Чепцы. В настоящее время этот могильник (как его окрестили) зарос крупным лесом и служит местом летних загородных прогулок жителей
г. Глазова».

Эти могилы упоминает и ученый А.А. Спицын, изучавший археологические памятники Вятской губернии в 1888–1893 гг. и обнаруживший около 30 полуразрушенных могил в районе старого Водозабора. Возможно, это было кладбище жителей починка Ершев (хутора).

Старожилы города Шаймами считают и территорию бывшего лесозавода, частично Левобережья с пляжем, парка Заречного, землю под домом № 1 на ул. Первомайской и проспект Карла Маркса. Речка, протекавшая здесь от нового корпуса ГГПИ до впадения в Чепцу, носила название Шаешурка (Кладбищенская река), она дала название починку Шаешурский, в 1678 году попавшему в переписную книгу населения Вятской земли одновременно с упоминанием деревни Глазова. Располагался починок на угоре в районе ЖЭКа № 5.

НА КОСТЯХ

Существование здесь кладбища подтверждают воспоминания Б.Е. Корнилова и В.П. Ефремова, ставших свидетелями земляных работ. В 50-е годы XX века при прокладке водопровода на ул. Первомайской и устройстве полотна дороги на ул. Набережной в сторону Левобережья были вскрыты человеческие захоронения в гробах. При прокладке кабелей связи к новому высотному дому № 6 на ул. Первомайской в траншее обнаружили несколько человеческих черепов и костей.

В пользу версии о том, что на этом месте было кладбище, говорит ещё такой факт. На пустыре (между построенным 15-этажным домом и налоговой инспекцией) была поставлена в 1747 г. первая в городе деревянная Вознесенская церковь, давшая название улице Кругло-Вознесенской (с 22.09.1923 г. – ул. Первомайская).

В старые времена соседство кладбища и церкви было логично. Значит, древние жители Глазова хоронили умерших на кладбище, располагавшемся в пространстве улиц Первомайской, Сибирской, Карла Маркса, р. Чепцы.

За тысячелетнюю историю города и окрестностей под название Шаймы сейчас с уверенностью можно отнести намного большую территорию. В городище Иднакар своих умерших хоронили на крайнем западном мысе Солдырской горы. Сразу после войны на месте древнего языческого кладбища появилось православное, на котором перестали хоронить только в середине 80-х годов XX
века.

200 ЛЕТ ИСТОРИИ

На месте старого Водозабора существовало кладбище починка Ершев. После моста справа раньше был церковный сад с кладбищем священнослужителей Преображенского собора. Вшивая горка тоже попадает под это название, т.к. в Гражданскую войну здесь расстреливали священников и друг друга противоборствующие силы белых и красных. Нынешний парк им. Горького, стадион, Ледовый Дворец спорта и бассейн располагаются на месте старого кладбища. Это была западная окраина города, где стояла деревня Покровка.

С восточной стороны кладбища располагалась деревянная Георгиевская церковь, на кладбище стояла каменная часовня. На воротах кладбища висело изречение: «Дорогой прохожий, не топчи мой прах, я у себя дома, а ты у меня в гостях».

Здесь покоился прах жителей города за 200 с лишним лет его существования: ремесленного рабочего люда, городничих, купцов, создавших облик старого города. Земля с останками при строительстве Ледового дворца спорта была вывезена на курган Духовского кладбища, расположенного рядом с Сыгинским кладбищем, на котором тоже хоронили горожан. Но его быстро закрыли.

Геннадий ЛОЖКИН