Мы наш, мы новый мир построим…

Первые субботники в истории Глазова

Согласно энциклопедии, субботник – это сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в выходные дни и свободное от работы время.

ТЫ — МНЕ, Я — ТЕБЕ

Еще с давних времен и в России, и на удмуртской земле существовала традиция крестьянской взаимопомощи во время срочных и важных работ – так называемая помочь. Если селянину надо было посадить или выкопать картошку, накосить для скотины сено или из заготовленных впрок бревен сложить дом, то к нему на помощь приходила вся его родня и соседи – от стариков до детей 6-8 лет.

Помочь всегда была безвозмездной. А в конце работы неизменно следовало общее веселое застолье. Сегодня твоей семье помогут – ты стол накроешь. Завтра другой семье подсобят – накроют уже они.

Помочь в деревне


ВО ИМЯ ВСЕЙ СТРАНЫ

Новая традиция совместного труда уже не на благо отдельной семьи, а во имя всей страны и общества возникает уже в ХХ веке – в суровые и голодные годы Гражданской войны и всеобщей разрухи в стране.

Как известно, в ночь на субботу 12 апреля 1919 года в депо железнодорожной станции Москва-Сортировочная группа из 15 рабочих вечером не пошла домой, а вернулась в цех ремонтировать паровозы. По словам участников, «выйти в ночь на работу их заставили обстоятельства – всё депо было заполнено неисправными паровозами, а станция – поломанными вагонами. Работали при холоде и отсутствии освещения». За десять часов дружного труда было отремонтировано три машины. Отдохнув и попив чаю, рабочие решили: «ночную работу, с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно – до полной победы над Колчаком. Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться…»

Первый массовый субботник на Московско-Казанской железной дороге, 10 мая 1919 года

ВЕЛИКИЙ ПОЧИН

Спустя месяц, 10 мая, на Московско-Казанской железной дороге проходит первый массовый коммунистический субботник, где трудилось уже 205 человек. Были отремонтированы 4 паровоза и 16 вагонов, разгружено и погружено 9300 пудов груза. По этому поводу глава Советского государства В. И. Ленин немедленно пишет статью «Великий почин», где назвал тот субботник проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма и нового, коммунистического отношения к труду.

Ленин на субботнике в Кремле 1 мая 1920 года

Народы всего мира приветствуют
Красную Армию труда. Плакат 1919 года

С этого времени субботники прочно входят в быт страны Советов. Участвовали в них, как правило, коммунисты, юные комсомольцы и так называемые сочувствующие. Но можно не сомневаться, что, помимо революционного энтузиазма, людьми еще двигало и горячее желание навести наконец-то порядок в разоренной Гражданской войной стране и покончить с затянувшейся разрухой.

ПОД МИТИНГИ И ПЕСНИ

Летом 1919 года ситуация в Удмуртии оставалась очень непростой. После окончания ожесточенных боев с войсками адмирала Колчака председатель Глазовского уездного революционного комитета Михаил Исупов сообщал в Москву: «Положение уезда в смысле восстановления жизни ужасное: лошадей нет, продуктов первой необходимости нет никаких, серпов, кос нет, медикаментов нет, пострадавшим от контрреволюции семействам красноармейцев денег нет… Люди хотят пить, есть. Недостаток лошадей сокращает посев. Удовлетворите по возможности все просьбы. Денежных знаков нет, соли нет. Жизнь стоит…»

Спустя всего месяц после изгнания колчаковцев по всей Удмуртии начинается целая череда субботников и воскресников. Люди добровольно, без принуждения выходили помогать крестьянам в полевых работах, восстанавливали разрушенные мосты, поднимали из Камы затонувшие пароходы, выгружали дрова, убирали накопившиеся кучи мусора и шлака, приводя в порядок территории заводов и учреждений. Как сообщали газеты, эти работы проходили «весело и дружно», часто сопровождались митингами и пением революционных песен.

НАБИРАЯ ОБОРОТЫ

Один из первых коммунистических субботников в Удмуртии проходит в Тыловайской волости Сарапульского уезда. В газете «Красная мысль» от 18 июля сообщалось: «На субботнике в 17 селениях волости участвовало 2008 человек и 160 лошадей. Вспахано 11% десятин земли, вывезено на поле 913 возов навоза, накошено 4 воза сена». 38 человек строили изгороди, а 36 – рубили дрова для семей красноармейцев.

9 августа партийная организация Ижевского завода отправила 300 рабочих-коммунистов на помощь местным крестьянам. По словам одного из руководителей партии большевиков В.М. Молотова, приехавшего в то время в Ижевск на агитинструкторском пароходе «Красная звезда», «ижевцы… чинили крестьянский инвентарь, а затем взялись и за полевые работы. Так как рабочие работали бесплатно и на своих харчах, крестьяне не нахвалятся своими, невесть откуда свалившимися помощниками…»

ВПЕРВЫЕ В ГЛАЗОВЕ

В сентябре 1919 года проходит первый субботник и в Глазове. В начале ХХ века Чепца была оживленной водной магистралью, служившей для сплава срубленного в ее верховьях леса. Порой плоты из связанных бревен тянулись по реке сплошной чередой. В ту осень у берега скопилось множество бревен, предназначенных для отопления учреждений и домов жителей города. И потому для выгрузки дров с реки в воскресный день 28 сентября Глазовская организация Российской Коммунистической партии объявила по всему городу субботник.

Глазов в начале ХХ века. На берегу уложены штабеля сплавных бревен



НЕ ПОДКАЧАЙ!

По словам писателя Виталия Николаева, работа началась после митинга на берегу. «Дул сильный ветер, Чепца сердилась. Но длинные бревна с темными щучьими спинами не могли увильнуть от цепких и сильных рук. Живой человеческий конвейер подхватывал бревна, выносил их на берег. Непрерывно визжали пилы, стучали топоры. По лицам мужчин и женщин струился пот, но, казалось, никто не замечал усталости. Вместе со всеми, успевая и на воде, и на берегу, работал секретарь укома Корякин. Только и слышен был его хрипловатый голос:

– Красная Армия, не подкачай!
– Железная дорога, поднажми малость!
– Молодцы, граждане, зимой зубами стучать не придется!»

С СОЗНАНИЕМ ДОЛГА

Как потом писал в газете «Деревенский коммунист» секретарь уездного комитета партии Семен Корякин: «На субботнике присутствовало около 300 человек, были тут коммунисты, красноармейцы, служащие учреждений и граждане города. Работа, нужно сказать, кипела в полном смысле этого слова и за каких-нибудь 2-3 часа было изъято из воды и сложено в поленницы 27 кубов.

Товарищи! Знаменательно не то, что было изъято 27 кубов, а то, что работа всеми велась с сознанием революционного долга, помочь своим личным физическим трудом правительству рабочих и крестьян справиться с создавшейся экономической разрухой… Если бы везде и всюду на территории Советской республики все граждане, которые подчас склонны обвинить коммунистов и Советскую власть в недостатке тех или иных продуктов существования человечества, старались бы общими усилиями устранить разруху в той или иной области народного хозяйства, то тогда не пришлось бы сидеть голодом в холодных помещениях и без мануфактуры…»

ЯВКА ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Помимо общегородского субботника на Чепце, подобные мероприятия прошли и во многих учреждениях Глазова. Известно, что днем ранее, 27 сентября, в первой Советской школе II ступени был организован свой субботник с обязательным участием всех учеников и преподавателей для вырубки 10 кубометров дров.

Первый субботник в Глазове


Накануне праздника второй годовщины Октябрьской революции в понедельник 2 ноября 1919 г. в Глазове состоялся новый субботник. Согласно объявлению Бюро по организации субботников, явка коммунистов была обязательной. «Для советских служащих и рабочих явка добровольная. Явка мужчин желательна с топорами и лопатами, женщин – с ножами для плетения гирлянд».

Особенно широко субботники проходят в 1920 г. Уже в январе в Удмуртии прошла «Неделя фронта», где рабочие безвозмездно трудились в помощь фронту. А весной, по решению IX съезда РКП(б), в день большого праздника Международной солидарности трудящихся – 1 мая, по всей стране был объявлен Всероссийский субботник.

В инструкциях 1920 г. субботники провозглашались «одной из форм пропаганды идеи трудовой повинности и самоорганизации рабочего класса» и предназначались «для особо важных и срочных работ». Их участники должны были «стремиться превзойти» установленные трудовые нормы. Коммунисты, замеченные в уклонении от участия в субботнике, подлежали партийному суду, а несознательные беспартийные подвергались воздействию со стороны профсоюза. Участвовать должны были «все граждане обоего пола, не исключая подростков и старшего возраста, которым должна даваться работа согласно их силе». От субботника освобождались только лица моложе 16 лет и беременные женщины.

НА ТРУДОВОМ ФРОНТЕ НЕТ ТЫЛА

Как и в других городах России, в Глазове при уездном комитете партии и во всех местных учреждениях и организациях были созданы комиссии по устройству первомайского субботника. Согласно предварительному плану, 1 мая в городе намечались «огораживание и вспашка коммуналь‌ного огорода, починка тротуаров в городе и собирание дрова па реке».

По городу и всему Глазовскому уезду составлялись списки участников, согласовывались участки и объем работ для каждого учреждения. Так, комитет служащих и рабочих Фаленско-Глазовского райсоюза попросил комиссию разрешить провести работы не в городе, а «на огороде трудовой огородной артели «Самопомощь» по загораживанию и приготовлению его к посадке овощей».

Также была составлена инструкция для проведения праздника 1 Мая. Все учреждения уезда сообщали в Глазов, какие флаги, плакаты, лозунги и портреты вождей они смогут выставить в день праздника. В частности, Глазовский уездный комитет Всероссийского почтово-телеграфного Союза доложил, что имеет в наличии только два флага с лозунгами, портрет Председателя Совнаркома Ленина и два портрета наркома просвещения Луначарского.

Накануне праздника в Глазове на всех общественных зданиях были развешаны флаги и гирлянды из пихты. На ули‌цах стояли арки, украшенные пихтой, портретами и плакатами с лозунгами: «На трудовом фронте нет ты‌ла, выходи все на передовые позиции!» и «Только общи‌ми силами мы победим разруху. Помни и сделай свое дело».

ИЗ КРУГЛО-ВОЗНЕСЕНСКОЙ В ПЕРВОМАЙСКУЮ

Утром 1 мая на площади в Глазове прошел торжественный митинг, где выступили представители уездного комитета Российской коммунистической партии и исполкома. Людям были розданы 800 воззваний, 300 номеров газеты «Жизнь крестья‌нина», 300 номеров газеты «Вятская правда» и 28 брошюр. В этот день в честь праздника одна из главных улиц Глазова – Кругло-Вознесенская была – переименована в Первомайскую.

Затем начался субботник. Согласно докладу уездной комиссии, 1 мая в городе прошла «починка тротуаров и огораживание коммунальных участков. В субботнике при‌нимало участие до 1388 чел. (мужчин – 1184, женщин – 204), главным образом, красноармейские части.

Результаты работ субботника таковы:
а) отремонтировано тротуаров – 740 сажен,
выстроено новых – 62 сажени,
сделано переходных мостиков – 2;
б) собрано дров с реки – 60 куб. сажен;в) вспахано земли под огороды – 6 десятин, возведено изгороди – 85 сажен.

Кроме того, произведено много мелких работ, как перекопка школьных участков (силами учащихся), устройство ворот, скаме‌ек, очищение от мусора ям, дворов, садиков, детских площадок, спортивной площадки, посадка на огородах и питомниках ягодных кустов и т. п.»

А вечером в городе прошли спектак‌ли «в Красном клубе, клубе имени Троцкого, при Союзе Коммунистической Молодежи, в конском запасе (пьесы поставлены были: «Гибель надежды» Зудерина, «Сокровище» Киреева-Гатчинского, «Сон на Волге» Островского)». Был также дан концерт в отделе на‌родного образования. Всего было распределено 780 билетов для участников субботника. Кроме того, в двух школах были устроены «детские утра» для учеников I ступени и литературно-музы‌кальный вечер в одной из школ II ступени».

ТРАДИЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

После Всероссийского субботника 1920 г. широко прославилась и стала хрестоматийной фотография вождя пролетариата В.И. Ленина, где на работах по расчистке от мусора Московского Кремля глава государства самолично помогал нести рабочим большое бревно.

Со временем субботники становятся привычным и повсеместным явлением в стране победившего социализма. Как правило, они приурочивались к пролетарским праздникам и являлись одним из средств коммунистического воспитания масс. Участие в субботнике оставалось принудительно-добровольным. Тот, кто уклонялся от такого труда без уважительных причин, как и в 1920-е годы, подвергался всеобщему порицанию как тунеядец и лентяй.

1960-е гг. Дружный субботник у знаменитой среди глазовчан «кулинарки» на ул. Кирова



Обычно субботники проводились по месту работы. Но чаще всего люди безвозмездно трудились над облагораживанием своего двора, улицы или парка – красили заборы, штукатурили стены, обустраивали газоны, клумбы и детские площадки.

В наши дни понятие «коммунистическое» уходит из жизни страны, а вот труд общественный – остался. Теперь субботником считается только работа по благоустройству силами самих граждан, сотрудников, учащихся и студентов. Как правило, субботники организуются после того, как растает снег, что совпадает с 22 апреля – днем рождения В.И. Ленина. В это время люди убирают мусор, высаживают кустарники, белят стволы деревьев, делая мир вокруг себя хоть не намного, но лучше.

Так, старая добрая традиция соседской «помочи», пережив Советский Союз, перешла и в наш сегодняшний день под привычным именем субботник.

Глеб Кочин, научный сотрудник Глазовского краеведческого музея